Для ТЕБЯ - христианская газета

Патриарх Кирилл и Тарас Бульба или Национальная церковь, национальная история и межнациональные конфликты
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Патриарх Кирилл и Тарас Бульба или Национальная церковь, национальная история и межнациональные конфликты


Патриарх Кирилл и Тарас Бульба или Национальная церковь, национальная история и межнациональные конфликты

История имеет свои законы, и один из таких законов – чтобы создать и поднять нацию, нужна идея. Начиная со Средних Веков (то есть, со времени, когда христианская церковь сформировалась и обрела надлежащую силу чтобы вести за собой целые народы) такие национальные идеи формировались либо непосредственно церковью, либо при ее активном участии. Карл Великий зачитывался святым Августином и мечтал объединить мощь былого Рима с духовной силой церкви. Жанна д’Арк, выгоняя из Франции англичан, руководилась видениями, посланными Богом. Баронские войны и создание первого парламента в Англии в 1264 году виделись современниками как крестовый поход против тирании и произвола и не обошлись без тогдашних архипастырей Англии. Точно так же подъем науки и культуры в Англии и Германии, борьба за независимость во Фландрии 16-17 веков также были бы невозможны без участия свежесозданных национальных протестантских церквей. Польская культура и величие Речи Посполитой творились руками иезуитских проповедников, а освободительная борьба украинцев была бы невозможной без Могилянской церкви и казацкого благочестия. И конечно же, нельзя не вспомнить, что Слуга Божий митрополит Андрей Шептицкий сделал немало для украинской идеи, а большинство западноукраинских националистов вышли из священнических семей.

Однако любая идея, овладевающая массами всегда имеет свою обратную сторону. История знает немало случаев, когда патриотизм перерастал в шовинизм, а любовь к своей родине или церкви выливается в ненависть к другим – родинам и церквям. И если у истоков национальной идеи стоит церковь – зачастую ей приходится отвечать за последствия того, к чему приводит такая идея. Классический пример – столкновение православия и католичества на украинских землях в 17 веке. Перед битвой под Берестечком в 1651 году Папа Римский прислал королю Речи Посполитой освященный меч, а посланник Патриарха Константинопольского опоясал освященным мечом Богдана Хмельницкого – и взаимная ненависть двух народов дала о себе знать даже во времена Второй Мировой войны. Католиков в Англии по мере сил преследовали еще в середине 20 века, а Северная Ирландия может служить наилучшим примером того, к чему может привести синтез духовного и национального, когда второму отдается предпочтение над первым. Да к чему далеко ходить – современная Украина служит полем битвы между разными христианскими конфессиями, каждая из которых тянет страну в свою сторону.

Между амвоном, трибуной и кинозалом

Есть прекрасный анекдот о священнике на Западной Украине, патриотичном не в меру, который, читая Евангелие на украинском языке, слова Иуды-предателя произносил по-русски. Анекдот этот, как и все анекдоты на «бандеровскую» тему уже давно не имеет никакого отношения к действительности – толерантности «западенцев» не перестают удивляться туристы как с Востока Украины, так и из соседних стран, и не так уж и редки случаи, когда москвичи перебираются жить на Львовщину (двух таких автор этих строк знает лично). Однако в каждой шутке доля правды – в годы советской власти к русским здесь относились как к оккупантам, а к православной церкви Московского Патриархата – как к переодетым агентам КГБ. До сих пор церквей УПЦ МП на Западной Украине немного, а в большинстве тех, что есть, принадлежность к Московскому Патриархату, мягко говоря, не афишируется. В городе, где живет автор этих строк, местный «московский» священник даже не поминает Кирилла во время службы. И в этом – последствия того, что русская православная церковь пришла сюда вначале вслед за российской, а затем вслед за советской армией и поддерживала идеи далекие от тех, которыми жили и живут люди на этой земле.
Но давайте выйдем за пределы Западной Украины и взглянем на Центр и Восток нашей страны. Недавно Украину посетил Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. О его приезде уже написано многое. Кого-то радует, что главой УПЦ МП стал человек с приятными манерами и хорошо подвешенным языком, умеющий общаться и с молодежью, и с политиками. Для кого-то он – московский политтехнолог, приехавши подержать перед выборами пророссийского кандидата. Кто-то ожидает от нового патриарха реформ, которые оживят православную церковь и позволят изменить к лучшему религиозную ситуацию в Украине. О приезде патриарха уже написано много – хорошего и разного, и поэтому не стоит повторяться, вдаваясь в подробности. Скажем одно: цель приезда московского архипастыря – пропаганда идеи под названием «Святая Русь», иначе говоря, духовного союза России, Украины и Белоруссии. Притом, по мнению Патриарха, вся история, культура и духовность Украины должна быть ориентирована именно на укрепление этого духовного единства. Касается это и «противоречивых» персонажей украинской истории, которые, безусловно, заслуживают на внимание со стороны современников, но которые были и остаются в немилости у наших северных соседей – Мазепы, Петлюры, сечевых стрельцов, воинов УПА. Наверняка касается это и внешнеполитического курса, и многого другого.

Немного иными словами, но о том же самом говорят российские кино- и телефильмы, поступающее на наши экраны последние несколько лет. Злая католическая Европа, которой противостоит Святая православная Русь – именно такая мысль стоит за фильмами «Пушкин: последняя дуэль», «Распутин: заговор», «1612», «Александр: Невская битва». Особенно откровенен в своих пропагандистских замыслах «Тарас Бульба» - слова о русских и России сходят с уст героев здесь чуть ли не каждую минуту. Вкупе со сценарием, не имеющим ничего общего с Гоголем, и батальными сценами, не имеющими ничего общего с военными реалиями 17 века, фильм вызывает впечатление худшее даже чем «1612» - эдакое слабенькое подражание Гофману с его «Огнем и мечом». Однако главную цель киноленты без обиняков озвучил сам режиссер – показать, что Украина и Россия – один народ. Что снова возвращает нас к словам Патриарха Кирилла – «Украина, Россия, Беларусь – это есть Святая Русь». Что же несет за собой слова об этой самой «Святой Руси», союз восточнославянских народов под эгидой православия?


Русь – святая и не очень

Автор этой статьи – не политолог, а историк, и современные события оценивает через призму прошедших веков. А призма эта зачастую бывает лучше любого микроскопа или подзорной трубы. «Святая Русь» - понятие не новое. Идея эта неоднократно озвучивалось в конце 19 и начале 20 века, имела свое воплощение и ранее. Корнями своими она уходит во времена славных киевских князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого, когда государство, именуемое историками Киевской Русью, недавно приняло православное христианство и переживало сильнейший культурный и политический расцвет. Эпоха Владимира и Ярослава воспета в былинах и летописях, он ней напоминают и пещеры Киевской Лавры, и Софийский Собор, и руины княжьего Киева, и Змиевы валы.

Правда, идиллия не была ни сугубо православной, ни общенациональной, ни долговечной. Князь Владимир с почетом принимал у себя западных миссионеров (например, немецкого проповедника Бруно, шедшего обращать в христианство печенегов – и не без успеха), а Ярослав Мудрый выдавал дочерей за католических государей. Четверо норвежских католических конунгов проводили в Киеве немало времени. Приписываемая Феодосию Печерскому «Слово о латинской вере» свидетельствует о немалом количестве католиков в княжьем Киеве. Кроме того, в Новгороде, например, христианство долго не приживалось, не говоря уже о селах и поселках, далеких от реалий княжеских столиц. И еще до монгольского нашествия Киев неоднократно разрушали свои же, древнерусские князья – Андрей Боголюбский и Юрий Долгорукий. А после Батыя пути «братских народов» разошлись окончательно: Даниилу Галицкому и Александру Невскому удалось создать сильные княжества на обломках былого величия. Правда, последнему больше повезло с внуками, и потомки новгородского князя стали московскими царями. А вот наследие короля Даниила влилось в Великое Княжество Литовское и Польскую Корону, и верность общерусским ценностям уступила место средневековой верности вассала своему сюзерену. Православные князья верой и правдой служили своим новым сюзеренам вплоть до середины 17 века. Князь Константин Иванович Острожский, ревнитель православия и отец знаменитого мецената Василия-Константина Острожского, вел войны против Московии (взять хотя бы знаменитую битву при Орше в 1514 году). Запорожские казаки без зазрения совести ходили походами на Москву во главе с гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным – крестным отцом Киевской Братской школы. А входил в Москву во главе войска Речи Посполитой в 1610 году гетман Станислав Жолкевский – выходец из православной семьи, основатель и патрон множества православных церквей и монастырей, покровитель молодых Петра Могилы и Богдана Хмельницкого.

На землях теперешнее Украины появилось немало католиков, против присутствия которых самые ревностные православные христиане не слишком возражали. Зато Новгородское и Московское княжество наоборот, культивировали монополию православия на духовную жизнь будущей России. Иначе говоря, две Руси жили бок о бок, не помня об общей истории и корнях. А о духовном единстве вспомнили только после достопамятной Переяславской Рады – когда насильственно подчиняли Киевскую митрополию Москве. О последствиях этого «воссоединения» говорить не стоит – все уже сказано. Уничтожение украинской автономии и украинской церковной культуры, ограничение деятельности Киево-Могилянской Академии и закрытие украинских типографий – вот далеко не полный список тех «прелестей», которые ждали Украину в первые годы единства с Россией. А потом было крепостное право, запрет изданий на украинском языке, преследования ученых и писателей, писавших на украинском или просто увлекавшихся украинской историей и культурой. В качестве примера можно привести отрывки из статей Николая Костомарова – великого историка, чьи труды в равной мере принадлежат и Украине, и России, человека, ощущавшего привязанность и к украинской, и к русской культуре, не разделявшего свое украинское происхождение и преданность Российской Империи:

Издание всякой книги, написанной на малорусском наречии, обставлялось препятствиями и требовало сношения с главным управлением по делам печати; подобные затруднения ложились и на малорусские книги, печатаемые в Галичине, относительно их доставки; затруднялось даже издание музыкальных нот для малорусских песен. Даже в чисто русских сочинениях приведение малорусских речей возбуждало у цензоров сомнение и потребность обращаться за разрешением в главное управление по делам печати. Сообразно со всем этим, местные власти, как мы узнаем из газет, не разрешали спектаклей с пьесами на малорусском наречии и концертов с пением малорусских песен.

Убежденный христианин, Костомаров подмечал и духовную самобытность украинцев, и попытку казенного православия самобытность эту уничтожить:

Православное христианство было в продолжение многих веков основою его нравственной силы; за православие страдали его предки; православие слилось с его существом; да и самое православие южнорусского народа гораздо духовнее, жизненнее, внутренне сильнее, чем некоторые полагают, и не состоит, как часто у великорусов, в соблюдении одних внешних обрядов. мы не смеем подкидывать насильственно народу чуждые ему нравственно-религиозные начала, противные тем, с которыми он родился, сросся, сжился.

Русификация украинского православия, начавшись в конце 17 века, не прекращалась никогда. Даже сейчас – сколько в православных церквах Московского Патриархата (или просто в церквах, строившихся в 19 веке) икон исключительно русских святых – Александра Невского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, Филарета Московского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского? А память святителя Димитрия Ростовского (он же – украинец Данило Туптало, сын казацкого сотника), чьи Минеи были настольной книгой половины Российской Империи чтят главным образом греко-католики.

Следует заметить, что Костомаров никогда не желал независимости для Украины – он говорил только о возможности свободного культурного развития для украинцев, пусть и в составе Российской Империи:

Государство и народ — не одно и то же. Государство есть необходимая внешняя форма соединения обществ и может быть составлено из многих народов, которые, в государственном смысле, все вместе составляют одно тело, но во внутренней жизни каждый пребывает самобытным целым. Не смешивая себя с народом, государство не должно предпочитать одного из нескольких подвластных себе народов и ставить его выше других, но равным образом охранять порядок их взаимных отношений и не мешать свободному развитию каждого из них. Для власти, выражающей государственное начало, обычаи и особенности народов должны быть в равной степени законны, и нравственные требования жизни каждого из них не должны встречать препятствий. Ложно думать, будто при таком разнообразии может порваться связь, соединяющая народы. Если государство станет на точку сознания права народностей, то каждая народность будет естественно видеть в связи с другими залог своего благосостояния. Зачем народу желать отторгаться от государства, когда это государство его удовлетворяет?

К советам Костомарова правители не прислушались. К слову, за мечты о славянском братстве его вместе с другими членами кирилло-мефодиевского общества, отправили в свое время в тюрьму и ссылку. А всех ревнителей украинского просвещения стали высылать из пределов Империи – и таким образом центром украинского движения стал Львов. В конце концов, это привело к мечтам украинских патриотов о независимости – что и похоронило идею «Святой Руси» как о духовном единстве украинцев и россиян. Православная церковь в России была орудием государства и защищала прежде всего государственные интересы. А интересы России и Украины слишком уж разные. Знаменательно, что Иван Мазепа, сделавший так много для украинской церкви, был в конце концов отлучен церковью русской.

Что же сказать о духовном единстве славянских народов? Нечто подобное переживали на заре своей истории Франция, Германия и Италия – Карл Мартелл, Пипин Короткий и Карл Великий (отец, сын и внук – как не вспомнить наших Святослава, Владимира и Ярослава) объединили Европу, положили начало христианизации германских варваров, основали школы, ставшие прототипами университетов. А делалось все это под знаменем возрождение Римской Империи. Римская Империя Карла Великого вспоминалась позднее и Барбароссе, и Бисмарку. Правда, внуки Карла после многочисленных войн разделили дедовскую империю на Францию, Италию и Германию, и с тех пор каждая из этих стран шла своим путем, каждый из которых был похож и не похож на путь соседних стран и народов. Можно пойти дальше – ведь почти вся Европа была в составе Римской Империи, и именно от римских миссионеров приняла христианство. Как не поднять на знамя идею Священной Римской Империи? Недаром правитель Германии в Средние Века именовался императором!

И испанцы, и англичане вправе гордиться руинами римских городов и крепостей. И немцы, и французы вправе называть Карла Великого «своим» национальным героем. Вся Европа может именовать себя «Святой Европой»- как-никак оплотом католичества столько веков была. Однако это никоим образом не отрицает всех тех событий, которые имели место на протяжении тысячи с лишним лет после падения Рима и после смерти Карла Великого. Англичане, французы, испанцы, немцы, голландцы, итальянцы поломали немало копий, сражаясь друг против друга. Но англичане не возмущаются любовью французов к Жанне д’Арк, итальянцы не требуют от немцев сносить памятники Барбароссе, а испанцы не выражают ноту протеста в связи с пламенной любовью англичан к Френсису Дрейку. А ирландцы совестно с англичанами снимают фильмы об ирландских повстанцах. Никакая из европейских стран не вдохновлялась идеями Цезаря Могучего или святого благоверного Карла Великого чтобы подчинить своему влиянию соседние страны, пусть даже и близкие в культурном отношении. Впрочем, Гитлер как раз идеями Рима и Карла Великого вдохновлял немцев на великие подвиги во славу Великой Германии. И привело это в конечном счете к разделу страны и многолетнему унижению немцев. Все-таки история – это наука о том, как не наступать дважды на одни и те же грабли. Вот только мало кто усваивает ее уроки…


Возвращаясь к национальной церкви

Сторонники же возрождения Святой Руси обычно недооценивают один факт. Украина отличается от России по многим параметрам. И религиозная ситуация играет здесь далеко не последнюю роль. В России единственной по-настоящему национальной верой было православие – притом исключительно в его канонической версии, во главе с московским патриархом или Синодом. Картина эта сохраняется и по сей день. В Украине УПЦ МП составляет значительный процент среди всех верующих – но только на юго-востоке страны, да кое-где в центральных областях. Да и там все большую силу набирают протестанты.

А ведь Центральной и Восточной Украины (которые более или менее связаны с Россией тремя веками общей истории) есть еще и Западная Украина. Край этот всегда относился к России исключительно как к чужому государству и духовное наследие которой никак не связано со «Святой Русью»! Было, конечно, Галицко-Волынское княжество, но со времен Батыя князь Даниил всегд больше ориентировался на Европу. Национальная церковь здесь – греко-католическая, чьи традиции хоть и связаны с Киевской Русью и казацкой эпохой, ориентированы же на евхаристическую связь с Папой Римским. Неоднократные попытки России «воссоединить» греко-католиков с православием порождали в народе только озлобление по отношению к «старшим братьям». Не являются маргинальной церковью и римо-католики – также претерпевшие немало гонений и от царской России, и от Советской власти. Судя по всему, недолго оставаться в меньшинстве и протестантам – баптистам, евангелистам, пятидесятникам. По последним данным, православными считает себя меньше половины всех граждан Украины.

Украина была и остается страной межконфессиональной, где ни одна из церквей не может претендовать на статус единственной национальной церкви. Поэтому спокойствие, мир и благополучие в нашей стране зависит прежде всего от мира и взаимопонимания между церквами – как на уровне епископов и митрополитов, так и на уровне приходских священников (притом, последнее даже важнее первого). Да и Божьи заповеди учат любить ближнего. К счастью, христианские конфессии общий язык находят. Совместное богослужение римо-католиков и греко-католиков или «общий» духовный концерт католиков и протестантов никого у нас не удивит. Римо-католики, греко-католики, православные киевские и автокефальные прекрасно находят общий язык – в том числе и с протестантами. Православные Московского Патриархата обычно ни к каким совместным мероприятиям не присоединяются. Католику дадут причастие в церкви Киевского Патриархата, а православному – в костеле. Но в Почаевской Лавре (главном оплоте УПЦ МП на Западной Украине) никому кроме прихожан УПЦ МП не разрешат даже молитву заказать (или разрешат, но сдерут втрое больше чем со «своих»). Что же говорить о картинке «древо Православия» (от которого отпадают сухие ветви католичества, унии и протестантизма), которую нередко можно встретить в храмах Московского Патриархата?

Получается следующая «картина маслом»: католики, униаты, «неканонические» православные уважают и принимают друг друга. И только православные Московского Патриархата, глава которых, Патриарх Кирилл, призывал Украину к единству, отказываются от общения с другими, понимая единство только лишь как поглощение – чтобы все христианские конфессии Украины влились в одну (за исключением разве что римо-католиков). Но в многоконфессиональной и неоднородной Украине такое единство невозможно. Невозможно поэтому и духовная интеграция Украины в состав «Святой Руси» - ибо большинство верующих Украины все-таки не связывают свое будущее с объятиями «старшего брата».

С соседями, а тем более, близкими родственниками, нужно жить в мире и любви. Украине и России нужно дружить – слишком уж тесно переплелись наши истории. Однако каждый раз союз с Россией приводил к подавлению украинской культуры и принудительному переписыванию украинской истории. Сегодняшние призывы, звучащие с российских амвонов, трибун и киноэкранов, дают понять, что российская политика не изменилась – для союза с ней Украина должна отказаться от Мазепы и УПА, Шептицкого и унии, и многого другого из своей истории и культуры, а в конечном счете и языка, и самого имени. Стоит ли говорить, что такая цена слишком велика? Разве дружба не предполагает взаимного уважения? И разве единство и одинаковость – не разные вещи? Так почему же наших братьев-россиян не устраивает многоконфессиональная Украина, желающая дружить со всеми своими соседями?

Есть еще один закон истории. Чтобы сохранить авторитет в народе, церковь должна достойно выполнять свою первостепенную задачу – проповедовать Евангелие, рассказывать людям о Боге. Церковь не может не говорить о политических вопросах, но кроме того, она должна говорить еще кое о чем: о Божьей любви, о необходимости благочестивой жизни, о терпимости и любви к ближнему. Как часто звучат проповеди с амвоном УПЦ МП? И как часто говориться там о Божьей любви, милосердии? Насколько можно судить из посещений церквей УПЦ МП – нечасто. Может быть, поэтому за Московским Патриархатом закрепилась слава самой заполитизированной церкви в Украине? И не потому ли Московский Патриархат постепенно теряет прихожан в Украине?

И не потому ли российский «Тарас Бульба» вызвал больше возмущений чем симпатии в украинсокм прокате?

Об авторе все произведения автора >>>

Виктор Заславский Виктор Заславский, Киев, Украина
Историк, переводчик, литератор, служитель в церкви
e-mail автора: zaslavskyuets@ukr.net
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 3855 раз. Голосов 10. Средняя оценка: 3.3
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил 2009-08-09 20:25:13
"И не потому ли Московский Патриархат постепенно теряет прихожан в Украине?"

Я конечнго понимаю, что Вы зарабатываете на независимости, но всё же:
Вы не могли бы привести конкретные цифры и источники?

 
Павленко Сергей 2009-08-10 18:02:19
И как это в Германии, США, Канаде или Бразилии (и еще в десятках странах) верующие умудряются жить без "национальной церкви"?
Печально все это...
 
Михаил 2009-08-10 20:58:52
В Германии, США, Канаде или Бразилии президент вручает церковным патриархам благодатный огонь?
А у нас - вручает.
И не один украинский автокефальный святой во имя своей святости не может сказать ему что он просто дурак.
Автокефалия важнее истины, по этому можно принимать благословения от президента как от бога. Мрак.
 
ученик 2009-08-11 20:01:15
Мишка, обьясни ты мне дураку: Это ОНЕ действительно от какой-то идеи буробят, иль так... от бессильной ненависти?
 
элвин 2010-02-11 17:25:36
Чтобы иногда не убить этого автора, нужно знать его лично, как я. Но он частично прав.
 
Черная Сотня 2012-06-26 09:41:49
Еще одна такая статья ... и усы без наркоза выщипаю!!!
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

кто такие "Иеговы". Откройте глаза -
источник Справочник По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского, Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ 2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и язычество" "Новый Акрополь" "Церковь Адамитов" "Белое Братство" "Международный центр космического сознания" Группы славянского язычества: группа Доброслава "Экология сознания" "Движение Грааля" Последователи учения Карлоса Кастанеды Ассоциация "Колыбель Сибири" Центр йоги "Крылья совершенства" "Семья Детей Бога" "Ошмарий-Чимарий" "Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова "Рэйки" "Энерсенс" Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца" Группа В.Столбуна "Троянова тропа" "Церковь Последнего Завета" "Международный эзотерический центр "Vita" Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж" Группа О.Андреева Храм "Шеол" Группа Марии де Эльфана "Белая экология" "Стрелы Урилы" "Удмурт Вось" Некоторые группы нейролингвистического программирования "Школа Диворга" "Тетрада" "Орден Храма Солнца" Центр "Единение" Бажовцы Зеленое братство Школа единения "Всеволод" "Академия Золотова" 3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной ориентации "Ананда Марга" "АУМ Синрике" "Радха Соами Сатсангх" "Брахма Кумарис" Последователи Бабаджи "Бахай" "Шри Чайтанья Сарасват Матх" Культ Шри Чинмоя "Международное Общество Сознания Кришны" "Миссия Божественного Света" Культ Раджниша (Ошо) Центр "Униведа" "Сахаджа-йога" Культ Сатьи Саи Бабы "Трансцендентальная медитация" Тантрические секты: "Тантра-Сангха" Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности" "Тоицу Кекай" "Восточный Дом" "Белый лотос" Культ Ауробиндо Гхоша Центр "Ананда" 4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации "Богородичный Центр" "Свидетели Иеговы" "Церковь Объединения" "Церковь Откровения" "Церковь Христа" (Бостонское движение) "Семья" "Ревнители истинного благочестия" Религиозная организация "Традиции, семья, собственность" Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова Церковь Иисуса Христа Святых последних дней Секта скопцов 5. Коммерческие культы: "Гербалайф" Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти. То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью, что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и отражено в целом ряде авторитетных документов, например: · Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996 г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации... широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептам"; · Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви"; · Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28, 1996 г.); · Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" : "Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы гипнотического воздействия на психику человека" …… Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы", "Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П. Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего ребенка Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности", "некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п. предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки - сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег (должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в Палате по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры 13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195 (количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской Православной Церкви. Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай, большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого принести не могут Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки, последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от 21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях, входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих "в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус "традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные законодательные акты.

Древняя профессия современности - Буравец Валерий

Как поступишь ты? - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Свидетельство :
Странствование по Земле Обетованной - Наталия Минаева
И еще, книги с названием "Святая земля Иисуса" на русском языке пусть не везде, но продаются открыто. Это ли не свидетельство последнего времени на фото Стена плача

Проза :
Созерцание. Город. (Мысли....) - Алексей

Поэзия :
Вечный Промысел5. Вародис (облечение) - Евгений Сидоров
продолжение следует...

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100